В Челябинске представили новый дизайн-код. Бизнес против.

В четверг, 12 мая в Доме архитектора  прошла презентация проекта нового дизайн-кода вывесок фасадов . На встрече собрались застройщики, архитекторы и представители рекламного бизнеса.  Дискуссия получилась оживленной,  видение итоговой концепции у присутствующих сильно отличалось. К тому же идею резко раскритиковали предприниматели.

Впервые дизайн-код был введен в Челябинске в 2017 году и касался облика центральных улиц. За 5 лет его удалось внедрить на гостевых маршрутах, однако сегодня, по мнению чиновников, проект  требует существенной доработки.

«Существующий дизайн-код действует только на гостевых маршрутах, утвержденных городской администрацией, он остается без изменений. Сейчас ведется разработка дизайн-кода для всех остальных улиц города», — пояснила заместитель начальника Управления архитектуры Челябинска Ольга Никитина.

Новый свод правил размещения вывесок на фасадах и требования к их внешнему виду разрабатывала рекламно-производственная группа «Элефант», которая стала победителем открытого конкурса, объявленного мэрией.  Проект обошелся городскому бюджету в 500 тысяч рублей. Руководитель компании Михаил Смирнов рассказал, что при разработке опирался на опыт других городов, успешно использующих дизайн код, в частности Екатеринбурга и Северной столицы. Сегодняшнюю ситуацию визуальным оформлением улиц в Челябинске Смирнов назвал катастрофической и призвал решать проблему, пока она не стала еще серьезней.

«Предлагаемые правила и требования основаны на детальном анализе типологии улиц Челябинска, зданий и общественных пространств. В рамках дизайн-кода нами предложена простая и понятная классификация видов информационных и рекламных конструкций. Это доступная, по нашему мнению, система размещения городской информации позволяет, с одной стороны, избавиться от визуального мусора, с другой – оставляет богатый инструментарий для разнообразного и творческого подхода к организации городского пространства», —  рассказал директор «Элефант».

В основе обновленного дизайн кода лежит перечень запретов отдельных приемов размещения рекламных конструкций. Например, нарушением будет, если вывеска закроет окна квартиры или нарушит архитектуру здания. Запрещено занимать балконы и лоджии, использовать баннерную ткань и прочее. При этом новый дизайн-код не будет затрагивать  шрифтов, размера букв, цвета и дизайна.

Как считает Михаил Смирнов, распространение дизайн-кода на всю территорию Челябинска решит многие проблемы. Одна из них — зоны въезда, которые, по словам директора «Элефанта», своим видом превращают город в «промышленное дно.

фото: Юлия Амосова

Однако бизнес скептически воспринял очередное нововведение. В положительном социально-экономическом эффекте изменений усомнился зампредседателя челябинского отделения «Опоры России» Алексей Ларин, также присутствовавший на встрече.

«Отношение предпринимателей к дизайн-коду преимущественно негативное. По нашим подсчетам, самая дешевая вывеска, если ее делать заново, обойдется минимум в 100 тыс. руб. А если это государственные и муниципальные учреждения — соответственно, ложится нагрузка на бюджет. Не до конца решены вопросы согласования в местных органах. И все это идет через призму ситуации: два года у нас был ковид, затем, как сейчас принято говорить, «новые экономические условия», от которых, в первую очередь, пострадал торговый бизнес, который и должен сейчас менять свои вывески, — отметил Алексей Ларин.

С Лариным согласилась и руководитель одной из торговых точек Челябинска . По ее словам, их магазин на северо-западе понес значительные потери из-за бюрократических проволочек, в результате которых он два месяца проработал без вывески. Предыдущая  была убрана как не соответствующая дизайн-коду.

«На протяжении двух лет мы терпим убытки. К примеру, нам не разрешали делать вывески на подложках, только световые буквы, которые в разы дороже. Также мы столкнулись с тем, что в ТК «Юлия» наш баннер сняли по распоряжению администрации, два месяца мы жили без вывески. Мы потеряли в продажах. Аналогичная ситуация сейчас складывается и в других магазинах. Мы не выживем: многие наши конкуренты вынуждены закрываться, поскольку они не тянут расходы на обновление вывесок. Например, нам одна вывеска обошлась в 60 тысяч рублей — это существенная для нас сумма. А штрафы за несоблюдение дизайн-кода доходят до 500 тысяч рублей». — рассказала предприниматель. 

В ответ на это Ольга Никитина пояснила, что концепция, которую вынесли на обсуждение, не окончательна, ее еще предстоит доработать, прежде чем проект будет принят  и предложен на рассмотрение городской думе.  Скорее всего, новый дизайн-код начнет действовать не в этом году, или он вовсе будет носить рекомендательный характер. Однако уже сегодня документ появился на сайте городского управления архитектуры и доступен для ознакомления.

по теме: В Челябинске введут единый дизайн-код для городского пространства

Юлия Амосова